Очень ценная история. Не столько ради исторических сведений, а для того, чтобы увидеть себя и правильно среагировать на предупреждение вавилонской башни.
Расположение – после потопа, перед Авраамом. Соотношение 10 и 11 глав: события 10 главы описывают зарождение народов (всего их здесь указано 70), а в 11 главе объясняется, какое событие стало переломным в большом расселении народов. Несмотря на то, что автор пошел далеко, нужно было вернуться и рассказать про очень важное событие. Бытие 10:25 привязывает историю из 11 главы к хронологии 10-й.
10-я глава свидетельствует об исполнении благословения Ноя и показывает нам, как появились древние народы, страны и цивилизации.
11:1. На земле был один язык и одно наречие. Даже разницы в диалектах не было.
11:2 Люди находят равнину в Шинаре. Отличные условия для жизни. Плодородная земля, полноводные реки, прекрасный климат.
11:3 «Сделаем кирпичи и обожжем их получше. Кирпичи у них были вместо камня и смола вместо известкового раствора» – может быть, речь идет об инновационном, революционном методе строительства. Долина это долина, камней там было мало – это не гористый край. А вот глины достаточно.
Еще один примечательный момент – кирпичи не просто обжигали, а делали это качественно. Также использовалась смола, которая уже в Библии упоминалась. Где? В Божьем повелении Ною построить ковчег и осмолить его. Смола в то время была качественным и известным гидроизоляционным средством.
11:4 Потом у них появилась цель – построить себе город с башней до небес, чтобы прославить свое имя и не рассеяться по земле. Ничего вроде плохого – и кстати в прошлом веке уже строили города, были там и стройки века, и все это делалось с целью прославить свое имя. И в принципе желание быть вместе – что тут плохого? Какие одноклассники или однополчане не хотят держаться друг друга?
Первое – их нежелание рассеяться по земле было прямым объявлением непокорности Богу, Который заповедал «плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю (Бытие 9:1). Почему они не хотели – все было слишком хорошо здесь и сейчас. Плодородная долина их полностью устраивала и «от добра добра не ищут».
Давайте вспомним Деяния первые главы: Христос повелел ученикам быть Его свидетелями в Иерусалиме, Иудее, Самарии и до края земли, но никто там не торопился оставлять Иерусалим. До тех пор, пока не начались гонения, и тогда церковь рассеялась и начала исполнять свое предназначение.
Такое часто происходит в нашей жизни. Так не хочется что-то менять, когда все вроде как и неплохо.
Проанализируем все остальное – сколько здесь гордости и тщеславия: себе, до небес, свое, не рассеяться. Не является ли это картиной нашего времени?
Давайте вернемся к вопросу смолы и гидроизоляции – не является ли попытка построить башню до небес, с хорошо обожженными кирпичами и смолой вместе извести заявлением, что никакой Бог и никакой потом им уже не страшен? При этом проявляется одновременно как изобретательность, так и несусветная глупость – Бог сказал, что больше потопа на земле не будет. А значит, вся эта деятельность была просто такой себе возней, суетой, бессмысленной и ненужной.
Люди как будто собираются жить вечно. Игнорируют смерть, хотя она является главной неизбежностью для всех. «Безумный, в это ночь душу твою отнимут у тебя! Кому достанется все, что ты насобирал?».
11:5 Наступает момент, как и на каждом строительстве – прибывает инспекция. И если бы это была инспекция обычная. «Господь сошел» – ирония, потому что они строили-строили, а Господь «сошел» – не достроили до Бога.
Вряд ли люди увидели Господа и распознали Его пришествие – они осознали только результат Божьего посещения: языки смешались, строительство стало невозможным, и люди были вынуждены расходиться в разные стороны.
Есть еще подобная история – великий император устроил пир и нес себя очень высоко, так что приказал принести святыню из своей сокровищницы – храмовую посуду из Иерусалима. И в самый веселый момент Бог посетил его и вынес Свою оценку – «мене, мене, текел, упарсин» – «ты взвешен на весах и найден очень легким».
В жизни каждого человека тоже наступает момент, когда происходит посещение Господне – незримое, едва уловимое. Как важно его распознать и встать на Божью сторону, отрекшись от своих городов и башен, планов, амбиций, покорившись Царю Вселенной, Который придет в видимом образе в конце дней.
11:8-9 – Последнее слово остается за Богом. Башня-зиккурат, «с фундаментом в преисподней и верхушкой в небесах» – просто памятник человеческого тщеславия.