Бытие 1-3 главы. Аудиообзор

Аудиозапись обзора первых трех глав книги Бытие. Церковь “Народ Божий”.

Мы начинаем с книги Бытие, которая входит в т.н. Пятикнижие.

Это книга, написанная Моисеем в пустыне, после выхода из Египта, но до его смерти.

Возможно, современных читателей–христиан, воспитанных в традициях веры в единого всемогущего Бога, не удивит религиозное содержание Бытия. Но древних читателей, обращавшихся к этой книге в обстановке язычества с его многочисленными богами, она, вероятно, поражала. Бог Бытия – это не один из множества местных божеств, обладавших ограниченными знаниями и полномочиями, а всемогущий Творец мира, Господь и Судья над всеми. (Карсон)

Для кого писал эту книгу Моисей? Для Израильского народа

  • 400 лет рабства в Египте (сравним с 70 годами советской идеологии)
  • Влияние культуры, религии и психологии египтян
  • Момент неопределенности – из Египта вышли (закончилась какая-никакая стабильность), что дальше – неизвестно
  • Золота набрали, а с оружием негусто. Тем более с умением им пользоваться (рабов не обучали военному делу)
  • Находятся в пустыне – место не для жизни, а для выживания
  • Минимальные познания о Боге – якобы пообещал праотцу Аврааму дать землю Ханаанскую, но то было лет 500 назад. Через Моисея явил великие знамения и силу в египетской земле, и ни один бог Египта не смог его остановить.

Именно в этих обстоятельствах израильтяне получили Тору, или Пятикнижие.

Именно в пустыне впервые прозвучала история сотворения, грехопадения, первого убийства, была описана в общих чертах допотопная цивилизация, была раскрыта тайна всемирного потопа и вавилонской башни. В пустыне израильтяне заново узнали о своих праотцах – Аврааме, Исааке, Иакове.

В пустыне по-особенному звучит история сотворения и описание рая – сад, четыре древние реки (в Египте и то один Нил был), близость с Богом, прохлада дня.

На вопрос «почему же мы сейчас в пустыне, а не в раю?» они узнают ответ из истории об Адаме и Еве и их непослушании, о дальнейшем прогрессировании этой «гангрены» греха.

Они получают напоминание от Господа о Его обещании – дать людям Спасителя.

КТО? – Моисей ГДЕ? – в пустыне КОГДА? – после исхода КОМУ? – Израилю

ПОЧЕМУ? – будем отвечать на этот вопрос вместе )))

Сотворение мира. Главы 1-2

Акцент не ставится на творении в целом, а на Творце в первую очередь. Он (Творец):

  • Творит
  • Дает предназначение
  • Дает повеления и предписания
  • Дает оценку
  • Благословляет

БЫТИЕ

1:1 “В начале Бог сотворил” – перекликается с Евангелием от Иоанна 1:1: “В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Все через Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть”. То есть, если рассматривать Бога Творца с перспективы Троицы, то именно через Иисуса Христа происходил процесс творения миров, – всех без исключения, невидимых нам и видимых. Апостол Павел пишет об этом очень ясно в послании Колоссянам 1:16: “Им создано все, что на небесах и на земле, видимое и невидимое: престолу ли, господства ли, начальства ли, власти ли, – все Им и для Него создано”.

Хочу здесь заметить очень важное утверждение: мы верим в одного, единого Бога, ни в коем случае не в трех Богов. Троица и Триединство – в этом случае идет речь об одном и единственном Боге. Лучшая иллюстрация Триединству – человек, созданный Богом по Своему образу и подобию, в триединстве: дух, душа и тело. Говоря о человеке, мы можем говорить как об общей сущности, включающей все три, и также о каждой из её составляющих по отдельности – или духе, или душе, или теле. То же происходит, когда говорим о Боге.

1:1 Невидимые нам миры называются здесь словом “небо”: сюда в первую очередь относится тот мир, или измерение, в котором существуют и пребывают ангелы и другие небесные существа. “Земля” же здесь подразумевает не только саму Землю, но и весь наш материальный мир: Земля, космос, звезды и планеты, галактики и микромир элементарных частиц, законы, силы, энергии, сущности и прочее, – все что так или иначе доступно или возможно человеку для ощущения и исследования. Если о сотворении неба только упоминается и не дается нам никаких подробностей или описаний, то о сотворении земли, то есть нашего материального мира, в котором мы живем, дается последующее развернутое описание.

1:1 Понимание, признание и принятие факта, что наш мир и все, что в нем, сотворено Богом, – имеет далеко идущие и важны следствия для человека. Во-первых, это смирение перед величием и властью этого Бога. Во-вторых, признание изначальной зависимости от Него, заложенной еще от самого начала в идеях, целях, принципах, законах и сущности сотворенного Им мира. Мы созданы Им и Ему подотчётны. Несмотря на имеющуюся относительную свободу, мы априори не можем выйти за установленные Им для нас рамки. Для своего же человеческого счастья и безопасности, нам жизненно важно познать принципы и законы сотворенного Им мира, чтобы двигаться в обозначенном Творцом русле, находясь в гармонии, а не диссонансе с нашим миром.

1:2 Первый шаг творения: “Земля же была безвидна (практически не видна) и пуста, и тьма над бездною”. Соломон пишет об этом так: “когда еще Он не сотворил… ни начальных пылинок вселенной” (Притчи 8:26). Что это? Водород, распыленный по всему космосу? Или признаваемый сегодня многими учеными “бозон Хиггса”, который считают на сегодня самой малой из элементарных частиц, первоначальным кирпичиком мироздания? Но когда-то таковым все ученые считали атом; не повторится ли история снова?.. Водород в космосе распылен практически всюду, в большей или меньшей концентрации, и в то же время для человека космос – это пустота, ничего там не видно, только кромешная тьма. Как просто и точно библейское описание!

Откуда же произошел водород или то, что называется: “начальные пылинки вселенной”? Само же Священное Писание отвечает на этот вопрос: “Верою познаем, что веки устроены словом Божиим, так что из невидимого произошло видимое” (Евреям 11:3).

1:2 “Дух Божий носился над водою”. Первым веществом, основой нашего мира была определена и утверждена вода. Апостол Петр пишет об этом так: “в начале Словом Божиим небеса и земля составлены (сотворены) из воды и водою” (2-е Петра 3:5). Без воды на нашей земле нет жизни, воцаряется безжизненная пустыня. Слово Божие является духовной живой водой для нашего мира, и отсутствие познания его, отсутствие Боговедения, приносит сначала духовную смерть, а потом и все последующие плоды разложения, распада и смерти.

1:2 “Дух Божий” – первое конкретное упоминание третьей ипостаси Триединого Бога – Бога Духа Святого. Интересно то, как Господь дает нам информацию: одни вещи обозначены более-менее прямо и понятно; другие – намеком, и нужно произвести работу исследователя, чтобы их правильно прояснить для себя; третьи же вообще сокрыты от случайного взора, и само обнаружение намеков о них уже требует немалой духовной подготовки и зрелости, не говоря о последующем исследовании сокрытой истины. “Исследуйте Писание” – дает нам совет Иисус Христос (Иоанна 5:39).

1:3 “И сказал Бог”“Словом Господа сотворены небеса, и духом уст Его – все воинство их… Он сказал – и сделалось; Он повелел – и явилось” (Псалом 32:6,9). Если мы хотим, чтобы Господь Бог в настоящее время что-либо творил с нами и в нашей жизни, то мы должны создать условия для создающего действия Его Слова… Иисус Христос говорил о четырех основных разновидностях отношения к Божьему слову, подобных четырем видам почвы: при дороге, неглубокий слой на камне, загрязненная сорняками и добрая почва…

Есть две разновидности Божьего Слова, которые богословы назвали: “Логос” и “Рема”. “Логос” стоит в основании нашего мира, произнесено от начала, и в соответствии с его указаниями все существует. “Рема” – это сегодня провозглашаемое Божье Слово, которое сейчас и тут же производит соответствующее действие. О таком слове просил римский сотник у Иисуса Христа: “скажи только слово, – и выздоровеет слуга мой” (Матфея 8:8)… Когда человеческая душа нарушила “Логос” Его законов и заповедей, и в молитве покаяния, подобно блудному сыну, идет к Отцу Небесному, тогда “Рема” провозглашенного на небесах прощения снимает всю тяжесть вины, весь долг и всякое проклятие…

1:3 Сначала свет… Еще до сотворения солнца, луны и звезд… Сотворен как сущность… Большой прообраз: сначала нужно разумение того, что имеем и что происходит, ясность в отношении себя и окружающего мира, правильная оценка процессов и другое тому подобное… “В Твоем свете мы видим свет” (Псалом 35:10) – в белом свете все видим истинно, всякое же отклонение от полного белого цвета дает неправильную оценку освещаемого предмета: в красном свете зеленое видно как коричневое…

1:4 “Отделил Бог свет от тьмы”… Невозможно их смешение… Даже маленькая свечка в громадной кромешной тьме ясно и четко выделяется… 2-е Коринфянам 6:14-18: “Что общего у света со тьмою? Какое согласие между Христом и Велиаром? Или какое соучастие у верного с неверным?…” Это – принцип равно как материально, так и духовного мира…

1:4 Свет хорош… Обличение – хорошо… «Пусть наказывает меня праведник: это милость; пусть обличает меня: это лучший елей, который не повредит голове моей» (Псалом 140:5)… «Слушайся совета и принимай обличение, чтобы сделаться тебе впоследствии мудрым» (Притчи 19:20)… «Глупцы только презирают мудрость и наставление» (Притчи 1:7)…

1:5 “Назвал Бог”… Важно не мнение людей… Важно не то, как я сам себя оцениваю… Истинно и важно то, что Господь Бог говорит о мне, как Он меня называет, как Он называет мои черты характера и мои действия… Люди могут меня назвать мучеником, героем, святым, а Господь Бог может сказать: все это было сделано не в любви, а в ненависти к врагам, а потому нет никакой ценности в этом поступке, вхолостую, пустота… “славу друг от друга ищите”… “Мне всё равно как обо мне судят люди”…

1:5 “Был вечер, и было утро, день первый”… Божье определение: сутки начинаются с захода солнца и заканчиваются заходом солнца в конце следующего дня… Указание: планирование и формирование следующего дня нужно начинать с вечера, а не после того, как проснулся, и тем более – как позавтракал… Таким образом есть время для размышлений, молитв, планирования и т.п. Хорошо, когда ночь является не рефлексом на суету дня прошедшего, а молитвенной настройкой на день грядущий…

1:6-7 «Воды, превыше небес»… Не могу ясно понять, что это значит: где-то за пределами нашего космоса есть какое-то хранилище воды, созданное еще во второй день творения… Но как понимать: за пределами тверди-космоса? Так далеко, что дальше самых далеких звезд? Или так называемые «черные дыры» являются дверями в мир выше космоса, и эти двери для нас плотно закрыты?… Похоже, этот вопрос пока еще вне компетенции современной науки. Однако всегда стоит доверять Библии, а не науке. Человеческая наука и жрецы-ученые очень много раз за историю мира меняли свои взгляды на мир, сотворенный Богом, и его устройство. А Слово Божие – Библия – стоит неизменно, и с течением времени все больше собирается доказательств своей правоты.

Кстати, не об этих ли водах идет речь в истории всемирного потопа, когда говориться, что «отверзлись все источники великой бездны, и окна небесные отворились» (Бытие 7:11)? Потому что, очень похоже, что воды на самой земле как бы маловато для всемирного потопа, чтобы закрыть все самые высокие горы на земле…

1:6-8 Твердь – то, что мы называем космическим пространством…

И свет, и космическое пространство – у Господа Бога заняло по одному дню, чтобы их сотворить… Для нас же эти вещи сами по себе как-то малозаметны… Кто-то может сказать: и чем здесь нужно заниматься, чтобы творить целый день?!… Другое дело – сотворить всю палитру разнообразия рыб, птиц или зверей… 

Когда строители строят здание, то сначала делают основание, фундамент… Фундамент находится обычно в земле, наверху ничего не видно, и несведущие люди не понимают: чего же там так долго строители роются в земле… Есть вещи – малозаметные, но важные, первоочередные, без которых невозможно дальнейшее успешное созидание: при воспитании ли детей,  формировании ли церкви и служений и многого другого, что мы делаем и созидаем на земле…

Здесь большой и важный урок для нас: в начале созидания, то ли личности, то ли церкви, то ли какого-то общества, нужно сначала уделить достаточно внимания и усердия, чтобы пролить свет истины на разные стороны имеющегося бытия созидаемого объекта. Этот процесс связан напрямую с исповеданием, отречением, освящением, преобразованием. Нужно, чтобы свет Божьей истины пролился на все по максимуму. Это первый день творения.

Второй день творения – создание тверди или твердыни или фундамента. Это означает научение Божьим законам, заповедям и путям во всей повседневной жизни. Может кто-то спешит творить далее, делать важные Божьи дела, совершать служение Господу и людям, но без утверждения библейских Божественных норм в повседневной жизни такие действия обречены на последующее разрушение. Вот почему апостол Павел, когда говорит о необходимых для рукоположения качествах у кандидатов в пастора и епископа, практически не вспоминает об образовательных и профессиональных моментах, говоря только о качествах личности; другими словами: произошли ли в личности рукополагаемого на служение в церкви Божьей созидательные действия первого и второго дней?? Создание фундамента берет немалое время, равно как и предыдущий процесс очищения.

1:6-7 Говоря о духовных прообразах, – и не только духовных, а о Богом установленных принципах, которые действуют как в духовном, так и в материальном мире, а также в общественной жизни и других сферах нашего бытия, – нужно обратить внимание на то, что делает твердь: отделает воду от воды. Чтобы правильно понимать наш мир и жизнь в нем, нужно иметь ясное и четкое различение между земным и небесным, временным и вечным, тленным телом и нетленною душою и так далее. Это не значит, что нам нужно совершенно отказываться от временного и земного, нет. Но нам нужно иметь четкое различие, устанавливать правильные приоритеты и не смешивать одно с другим, – между ними должна быть невидимая, но реальная «твердь». Хотя то и другое сотворено Господом, но цель и функциональность у них различные. Настоящие и достойные цели сокрыты в небесном вечном мире. Временный земной мир призван служить и содействовать достижению этих целей. И нельзя нам смешивать и путать одно с другим. В процессе правильного перед Богом устроения жизни должно произойти у нас сотворение тверди, разделяющей одно от другого. У кого в сердце и жизни происходит смешение вечного и временного, тот еще не вышел из личного процесса второго дня творения. Никогда не поймешь правильно о том, что происходит на земле, если не будешь смотреть с позиции вечности и нетленной души. И «какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? Или какой выкуп даст человек за душу свою?»(Матфея 16:26).

1:9 «Соберется вода, которая под небом, в одно место, и да явится суша»… Это в какой-то мере похоже на повеление к единству, к объединению, к жизни во взаимосвязи. В таком случае образовывается твердая земля, на которой может продолжаться процесс удивительного и замечательного творения. Если же взаимоотношения идут вразброд, если система взаимоотношений похожа на бушующее водное море, а тем более на море облаков, где каждый живет сам по себе и двигается в жизни по своим траекториям-путям, – то как можно на таком основании что-то построить???

1:10 «Назвал Бог сушу землею, а собрание вод назвал морями»… Как Господь Бог назвал то или другое, таким оно и есть. Если Он сказал в отношении некоторых вещей, что это грех или даже мерзость, то как бы мы ни старались некоторой вещи или действию дать другое имя – нами данное имя не будет действительным… Есть же сферы, в которых Он нам, подобно как Адаму, дает повеление: эти вещи ты назови сам, по своему усмотрению (Бытие 2:19-20). В таких случаях разные люди могут давать даже разные имена одному и тому же предмету – в этом нет проблемы. Но мы не имеем права изменить Богом данные названия…

1:10 «И увидел Бог, что это хорошо»… На каждом этапе Господь Бог смотрит на результаты Своего труда и производит оценку; смотри стихи 4,10,12,18,21,25. Потому в конце звучат слова: «увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма» (31). Если бы не было на каждом предварительном этапе оценки «хорошо», то не получилось бы общей конечной оценки «очень хорошо»… Нужно также быть способным понимать, что должно быть достигнуто на каждом промежуточном этапе, видеть, что реально достигнуто, и радоваться даже тогда, когда еще только образовалась голая земля, – главное, чтобы правильно образовалась, – справедливо осознавая, что еще не пришло время для произведения растительной и животной жизни…

 

1:11 Господь Бог творит в определенном Его премудростью порядке: сначала свет, потом твердь, затем суша и моря, то есть, земной шар, затем растительность и так далее… Есть свой порядок для всего, как Соломон говорит: «Соблюдающий заповедь не испытает никакого зла: сердце мудрого знает и время и устав; потому что для всякой вещи есть свое время и устав» (Екклесиаста 8:5-6). Есть свой порядок для воспитания и развития человеческой личности; причем, имея многие общие черты, он может немного отличаться в зависимости от конкретной личности, учитывая ее личные особенности. Есть свой порядок для устроения поместной церкви и любого христианского служения. Есть свой порядок для строительства любого человеческого общества. Есть свой порядок при строительстве обычных зданий. И многое тому подобное. Важно, прежде, чем берешься за дело, знать порядок для его устроения, – что, когда и как делать.

1:11-12 «По роду его»… Если обратиться немного к науке – биологии, то здесь уместно будет вспомнить классификацию живого мира: тип – класс – семейство – род – вид – подвид… Так вот, разнообразие существующего, включая до рода, создал Господь Бог. Далее, разнообразие видов и подвидов образуется или же под влиянием тех или иных условий внешней среды, или же селекционной работой человека. Межродовое скрещивание крайне затруднено и само себя воспроизводить не может. Господь Бог создал живой мир «по роду». Потому, в пределах рода возможна так называемая естественная эволюция в зависимости от условий жизни. Подобно и в селекционной работе; но человек, используя генную инженерию, производя генную модификацию, пошел дальше, хотя пока не известны реальные последствия этих человеческих «достижений». По крайней мере, сейчас в мире ценятся продукты «без ГМО». Все же лучше человеку в ходе своей деятельности не переступать Богом установленной черты: «по роду».

 

1:14-19 «Да будут светила на тверди небесной для отделения дня от ночи, и для знамений, и времен, и дней, и годов; и да будут они светильниками на тверди небесной, чтобы светить на землю… создал Бог два светила великие: светило большее, для управления днем, и светило меньшее, для управления ночью, и звезды»… Безусловно, Господь Бог создал светила, чтобы светили на землю; также на солнце возложена функция согревать землю, создавать сезоны – четыре поры года… Вращение планет и галактик определяет время: дни и года… Но есть что-то и большее, о чем люди догадываются, но в своих догадках путаются и спотыкаются. Одно из самых больших заблуждений, когда люди, занимающиеся и верующие в астрологию, планетам и звездам придают фактически статус Господа Бога. Это – одна из разновидностей язычества, массово распространенного до сих пор.

Но с другой стороны: Господь Бог в планетах и звездах разместил для человека подсказки о Своих делах. Это не звезды определяют, это Господь Бог всем руководит, Бог Вседержитель. Но сотворенные Им небесные тела в определенных случаях работают как индикаторы, донося некоторую информацию до людей. Например, несколько волхвов-мудрецов (несколько из многих тысяч, живших на тот момент) в появившейся новой звезде увидели знак о рождении Мессии, царя Иудейского и Израильского, и пришли поклониться Ему. Множеству других людей звездное небо ни о чем не говорили, но кто умели правильно смотреть и читать – увидели и поняли знак свыше. Также замечено людьми, что раны лучше заживают во время фазы луны растущей; что в это же время лучше сеять на полях, ибо всходы получаются быстрее и лучше. Луна сильно влияет на ловлю рыбы, не меньше, чем погода. А сколько еще мы не знаем, хотя люди на земле прожили шесть тысяч лет!!!

Я уверен: все, что можно только узнать о Боге для человека, вся информация размещена и зашифрована во всем Его творении, – вся Библия. Но как трудно оказалось обнаружить и расшифровать эту информацию! И слава Богу, что Царство Небесное было приближено к нам, сначала через закон Моисеев и пророков, а потом – через Христа и Духа Святого, действующего в апостолах и Церкви! Слава и благодарение Господа за Его Слово – Библию, написанную «черным по белому»! Ибо как и когда бы мы все написанное в ней открыли для себя через творение…

 

 

Вместе с тем мы видим невооруженным взглядом особое внимание рассказчика на истории создания людей.

  1. Человек создан последним, в последний день. Это не значит, что Бог перестал быть Творцом, и мы это увидим в истории с Эдемским садом.
  2. Мир с человеком получил наивысшую оценку («хорошо» и «весьма хорошо»).
  3. Человек единственный, кто сотворен Богом по Его образу и подобию.
  4. Человек попал под действие Божьего благословения.
  5. Бог предназначил человеку владычество. Это не собственность, а именно владычество – быть распорядителем, а не избалованным царьком.
  6. Бог отделил человека от всего творения рационом – ему злаки и фрукты, животным – траву.
  7. Человека Бог создал лично и вдохнул в него Свое дыхание жизни (можно сравнить с Писанием, к-е есть «богодухновенно»)
  8. Создал для человека условия – Эдемский сад. Как это было слушать странникам в пустыне?.. При этом Бог открылся Адаму как Творец – он мог воочию увидеть Божьи дела в своей жизни и прославить его.
  9. Определил для человека четыре сферы ответственности:
    1. Интеллектуальная ответственность – познавать мир и давать ему определение
    2. Социальная ответственность – семья и взаимоотношения в семье
    3. Моральная ответственность – дерево познания добра и зла
    4. Трудовая ответственность – владычество над миром, возделывание сада
  10. Посещал человека «во время прохлады дня» – в конце рабочего дня, вечером

Это все не только интересная информация, но и размышления для нас – каждый пункт можно рассмотреть применительно ко своей жизни.

Грехопадение. Бытие 3

Трагическая история, состоящая из слов, которых не было в Божьем замысле.

Нагота. Стыд. Страх. Безответственность. Обман. Проклятие. Вражда. Муки. Страдание. Влечение. Тяжкий труд. Смерть. Многие другие слова.

С чего же все началось?

На сцене появляется змей (в Откровении он назван Змий древний). Здесь Бог не говорит о том, откуда взялся этот змей, что он конкретно имеет против человека или против Бога, каковы его мотивы и цели.

Можно говорить много о словах «правда ли» и о том, как они действуют в нашей жизни.

Обратите внимание на слова Евы: «не ешьте… не трогайте… иначе умрете». В чем проблема? Бог не сказал «не трогайте», и не собирался так сказать – потому что человек должен был возделывать сад и заботиться обо всех деревьях. Это РЕЛИГИЯ – говорить от имени Бога то, что Он не говорил, и приписывать Ему то, что Он не делал.

Мое личное мнение – все началось отсюда. В искажении Божьего Слова. Когда истина искривляется, появляется возможность эту истину разбавить большей ложью.

Можем сравнить с искушением Христа – это было не в саду, а в пустыне. На что были направлены попытки сатаны? – на минимальное искривление правды. Один градус уклонения от курса. Как реагировал Христос – «написано». Непоколебимость в истине и твердость в Слове.

1 Иоанна 2:15-17 Похоть плоти Похоть очей Гордость житейская
Бытие 3 Хорош в пищу Приятен на вид Источник мудрости
Иисус Навин 7:21 Позарился на них увидел Прекрасная одежда
2Царств 11 До вечера в постели Увидел Сохранить лицо
Мф 4 Камни хлебами Все царства мира Бросься вниз. ангелы

 

«Похоть, зачавши, рождает грех»

Рай перестал быть раем. Присутствие Божье стало мучительным. Общение друг с другом даже стало обузой.

Обратите внимание – Бог не проклял Адама и Еву. Была проклята земля из-за человека. И был проклят змей.

Мы видим трагедию в семье – муж стремится к безответственности. Жена стремится к тому, чтобы повелевать мужем.

Мы видим Божье обетование – о потомке женщины. Для востока это странно. Там «Авраам родил Исаака, Исаак родил Иакова». Почему не «семя его», или «потомок его»? Мы знаем. А тысячи благочестивых книжников переписывали как есть, не понимая смысла, но и не смея что-то «исправить».

3:7 – 3:21. Листья инжира и кожаные одежды. Что значить «кожаные» – из кожи. Что значит «сделал»? Есть создал и есть сделал. Создать – сотворить из ничего. Сделать – смастерить из чего-то.

То, что величайший Создатель «сделал» одежды из кожи, говорит о том, что было убито животное. Смерть пришла в мир. И скорее всего это было жертвоприношение, может быть на глазах у Адама и Евы. «Потому что в день, когда ты съешь плод с него, ты непременно умрешь». Не обязательно объяснять это духовной смертью – разрывом отношений с Богом. Смерть пришла в этот мир, но тут же и проявилась милость.

Бог пообещал Спасителя и тут же дал прообраз того, что Спаситель сделает. Где это произошло? В раю – в эдемском саду.

Изгнание – тоже проявление Божьей милости. Чтобы человек не стал вечным и не потерял надежду на спасение навечно…